Shostka.ORG

 
Новости от podrobnosti.ua

«СВЕМА» – страницы истории

От "Малой кинопленки" до Акционерной компании "Свема"

Свема

Развитие Шостки в 20-м столетии тесно связано с созданием и развитием флагмана отечественной химико-фотографической промышленности, который прошел трудовой путь от экспериментально-опытного производства "Малая кинопленка" до ОАО Акционерная компания "Свема". Основной продукцией этого предприятия, с 1929 г. до конца прошлого столетия, был широкий ассортимент кино-фотоматериалов и магнитных носителей информации для профессионального и любительского кино и фотографии, медицины, науки и техники, культуры и других сфер деятельности человека. Тысячи километров кино- и фотопленок и магнитных лент с логотипом "Свема" хранят в архивных и музейных фондах историческое и культурное наследие нашей страны.

1 сентября 1928 г. был заключен договор с французской фирмой "Люмьер" о строительстве советской кинопленочной фабрики мощностью 50 млн. погонных метров в год. Согласно договору фирма обязалась предоставить Советскому Союзу техническую помощь в организации производства всех видов кинофотопленок (кинопленки, авиапленки, рентгенпленки и др.). Фирма должна была разработать проект фабрики, дать спецификацию всего необходимого нестандартного оборудования, а также, по особому соглашению, поставить необходимое оборудование. Кроме того, фирма должна была обучить кадры советских специалистов по производству кинофотопленки.

А поскольку в то время основа пленки изготавливалась из нитроцеллюлозы, производство которой имеет много общего с бездымным порохом – и сырье, и ряд технологических процессов, – то местом сооружения кинопленочной фабрики была выбрана Шостка, город в котором около двух столетий работал казенный пороховой завод.

Здание Малой кинопленки
Здание "Малой кинопленки" на территории Шосткинского порохового завода

Именно на этом предприятии, в конце 1928 года, небольшое одноэтажное кирпичное здание начали переоборудовать и расширять для создания экспериментально-опытного производства под названием "Малая кинопленка". Организатором нового производства стал профессор Александр Николаевич Машкин – директор Шосткинского химико-технологического института и технический директор завода.

Александр Николаевич Машкин
Александр Николаевич Машкин

В марте 1929 г. в Шостку прибыло французское оборудование и два консультанта, которые руководили его монтажом на "Малой кинопленке". Все работы проводились местными монтажниками. Уже в сентябре 1929 года оборудование было полностью смонтировано и опытное производство подготовлено к пуску. Однако введение его в эксплуатацию откладывалось из-за низкого качества коллоксилина, необходимого для производства основы кинопленки, поскольку коллоксилин, выпускавшийся пороховым заводом, не имел необходимой вязкости. Проблему получения коллоксилина соответствующего качества решил профессор Александр Николаевич Машкин, который лично руководил этой работой. В результате напряженного труда на протяжении двух месяцев было получено необходимое сырье.

Но, нарушая условия договора, фирма "Люмьер" не предоставила техническую документацию на технологию производства кинопленок. Французские консультанты все работы по составлению композиций проводили сами, не допуская местных специалистов. И поэтому шосткинские химики вынуждены были экспериментировать и самостоятельно разрабатывать технологию изготовления кинопленки. Большую роль в освоении процесса изготовления кинопленки сыграла производственная лаборатория, которой руководил выпускник Шосткинского химико-технологического института Павел Васильевич Козлов.

Павел Васильевич Козлов
Доцент Шосткинского химического института Павел Васильевич Козлов

Так, еще одним плодом производственных экспериментов и исследований является созданная в Шостке монография – (рукописный учебник объемом 292 страницы, размножен с помощью светокопировальных техники) "Технология фотокинопленки. Технология основы". Издание Шостенского химического Института 1931 г., подготовленная П.В. Козловым, который производственную деятельность на "Малой кинопленке" совмещал с преподаванием как доцент в вышеуказанном институте.

Первая страница учебника Технология Фотокинопленки
Первая страница учебника ШХИ "Технология Фотокинопленки" – 1931 г.

Одновременно с принятием решения о строительстве фабрики кинопленки в Шостке и создании опытного производства "Малой кинопленки" началась также и подготовка кадров.

Кафедра кинопленки и пластических масс была создана при Шостенском химическом институте в 1928 году. И уже в начале февраля 1931 г. институт выпустил первую группу инженеров-технологов по производству фотокинопленки. "Выпускники: С.О. Верховец, В.И. Приходько, М.А. Ялишев, И.Г. Шаповалов, М.М. Дмитриев, И.В. Качанов, получив закалку на "Малой кинопленке", – стали первыми дипломированными инженерами-кинопленочниками в СССР".

Первые в СССР дипломированные инженеры-кинопленочники
Первые в СССР дипломированные инженеры-кинопленочники (ШХИ – 1931 год), работавшие на "Малой кинопленке"

Свидетельство об окончании ШХИ 1931 г.
Свидетельство (диплом) Виталия Иосифовича Приходько об окончании ШХИ в 1931 году

Общая численность коллектива "Малой кинопленки" насчитывала 130 человек. С конца 1929 г. по сентябрь 1931 г. здесь было выпущено около трех миллионов погонных метров позитивной пленки, – то есть впервые в СССР осуществлен промышленный выпуск кинопленки.

Завершение строительства Шосткинской фабрики кинопленки 1931 г.
Завершение строительства Шосткинской фабрики кинопленки – сентябрь 1931 г.

Строительство Шосткинской фабрики кинопленки было отнесено к 518 ударным стройкам третьего года первой пятилетки. Строительство началось в мае 1929 года, но вскоре проявился ряд непредвиденных проблем: опаздывали строительные чертежи, срывались сроки поставки строительных материалов, не хватало простых рабочих и квалифицированных, технически грамотных ИТР. В сентябре 1930 года директором строящейся фабрики был назначен Виктор Фомич Краут, который вместе с секретарем партячейки Е.А. Авербахом и председателем стройкома Ф.Т. Булатниковым смог в сложных условиях организовать и сплотить коллектив, а также направить общие усилия на скорейшее завершение строительства.

Первый треугольник фабрики

1 октября 1931 г. в 4-м часу дня состоялся митинг трудящихся Шостки, посвященный окончанию строительно-монтажных работ первой очереди фабрики кинопленки № 6. А в 7:00 вечера фабричный гудок возвестил о введении в эксплуатацию нового предприятия.

Завершение строительства Шосткинской фабрики кинопленки 1931 г.
Пуск оборудования Шосткинского фабрики кинопленки – 1 октября 1931 г.

Сначала коллектив фабрики приступил к освоению выпуска позитивной кинопленки для тиражирования фильмов. И в течение 1932 г. производство этой продукции было освоено. Но коллектив фабрики постоянно улучшал производственное оборудование, внедрял более совершенные технологические процессы и, как следствие, увеличивал объемы выпуска продукции.

В 1934 году в Шостке на фабрике № 6 был освоен выпуск пленки для звукозаписи по интенсивному методу – ЗИ, налажен выпуск рентгенпленки (разработана в 1933 году под руководством А.О. Кондахчана, переведенного на работу в Шостку) и негативной пленки "панхром" (разработана под руководством А.О. Кондахчана и Н.В. Макарова).

С тех пор Шосткинским конопленочникам по праву принадлежит роль первопроходцев в химико-фотографической промышленности нашей страны.

Бурный рост и реконструкция Шосткинской и Переславской кинопленочных фабрик позволили за пять лет значительно перекрыть их проектную мощность. При проектном объеме выпуска 80 млн. погонных метров в год в 1936 году объем выпуска отечественных пленок поднялся до 115,161 млн. погонных метров. Импорт негативных кинопленок составлял всего 4,09% от собственного производства негативной кинопленки, а импорт позитивной пленки – всего лишь 1,07% от собственного производства. В 1936 году советская химико-фотографическая промышленность заняла третье место в мире по производству пленки. За пять лет была создана независимая от импорта собственная техническая база отечественной кинематографии.

В 1937 году на экраны страны вышел черно-белый фильм "Большой гражданин", который впервые в СССР был полностью снят на отечественной кинопленке СЧС-1 (светочувствительная, советская, тип-1). Это была новая, произведенная на Шосткинской фабрике панхроматическая пленка, равномерно чувствительная ко всему видимого спектра при полуваттном свете. Она по всем параметрам соответствовала лучшим зарубежным образцам.

Этикетка негативной кинопленки СЧС-1
Этикетка негативной кинопленки СЧС-1 – 1938 год.

В предвоенные годы фабрика № 6 выпускала около 30 видов кинопленочной продукции. Был освоен массовый выпуск новых сортов негативной пленки СЧС-2, СЧС-4, которые по фотографическими свойствам уже могли конкурировать с пленками лучших зарубежных фирм, немного уступая им только по физико-механическим свойствам (склонность к электризации и меньшая механическая прочность). Эти пленки полностью обеспечивали потребности отечественной кинематографии и широко использовались для съемок всеми киностудиями страны.

Когда началась Великая Отечественная война, основной продукцией фабрики стала аэрофотопленка. Прямо в Шостку прилетали самолеты, чтобы доставить на фронт только что изготовленные фотоматериалы.

Но враг приближался к Шостке. И 19 августа 1941 г., в связи с началом наступления немецких войск от Стародуба на Новгород-Северский, на фабрике начался демонтаж оборудования. Эвакуационными работами руководили директор фабрики Д.В. Литманович и главный инженер Л.М. Богданов.

Оборудование фабрики тремя эшелонами было эвакуировано в Красноярск, где в тяжелых условиях в недостроенном сооружении спортивного клуба, шосткинские кинопленочники создали новое производство.

Здание спортивного клуба г. Красноярск
Здание спортивного клуба г. Красноярск, в котором было размещено эвакуированную из Шостки фабрику кинопленки.

Уже в середине 1942 года был освоен выпуск нового для коллектива вида продукции – аэрофотобумаги. А с сентября 1942 г. фабрика в Красноярске начала выпускать позитивную кинопленку. Боевые киносборники печатались на красноярской кинопленке в Новосибирске и выходили на экраны страны дважды в месяц.

В период временной оккупации города Шостки фашисты превратили территорию фабрики кинопленки в место уничтожения людей. Здесь были заживо сожжены и расстреляны сотни советских граждан. Улицу, которая вела к фабрике, в те времена шосткинцы называли "дорогой смерти". Те, кого везли по ней, обычно обратно не возвращались.

3 сентября 1943 г. войска Центрального фронта форсировали реку Сейм и освободили более 100 населенных пунктов, в том числе и Шостку. Страшная картина предстала взору освободителей. Кучи кирпича и оплавленного железа. Фашисты разграбили фабрику, вывезли все, что имело ценность. Технологическое оборудование осталось только в двух цехах. Среди руин громоздились поврежденные малаксеры (смесители). В хаотическое сплетение металла было превращено отливочное отделение цеха изготовления основы.

Как установлено комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, материальный ущерб, нанесенный Шосткинской фабрике кинопленки, составил около 26 млн. рублей.

После освобождения Шостки коллектив приступил к восстановлению из руин и пепла разрушенной фашистами фабрики.

В ноябре 1945 года в СССР было принято решение о создании базы советского цветного кино и общее увеличение выпуска кинофотопленки. Мощность Шосткинской фабрики кинопленки была определена в количестве 150 млн. метров кинопленки в год, в том числе 10 млн. метров цветной пленки. Реконструкция производственных мощностей основных и вспомогательных цехов осуществлялась без остановки производства, с постепенным наращиванием мощностей. Общая стоимость реконструкции определялась суммой – 145 млн. рублей (почти такая сумма была выделена государством на восстановление Днепрогэса).

В 1948 году был полностью освоен серийный выпуск новых цветных позитивных кинопленок, и киностудии страны получили первые 11,1 тыс. метров цветной негативной кинопленки. Освоение прогрессивных технологических процессов позволило коллективу уже в 1949 году наладить выпуск 12 сортов кинофотопленки и превысить довоенный уровень производства. С сентября 1949 г. фабрика начала поставлять продукцию на экспорт.

В 1951 году коллектив фабрики превысил запланированные реконструкцией рубежи. Шосткинская фабрика кинопленки дала стране 166,9 млн. метров кинофотопленки, в частности 18,4 млн. метров цветной.

Этикетка Панхром-2

В конце 1954 г. фабрикой были выпущены первые в СССР 3754 тыс. метров магнитной ленты для звукозаписи.

В этом здании в 1954 году начат выпуск ленты для магнитной записи

С 1955 года фабрика начинает выпускать кинопленки на огнеопасной триацетатной основе.

В 1957 году был освоен выпуск черно-белых и цветных обращаемых кинопленок для любительского кино.

Развитие широкоэкранной и стереофонической кинематографии требовало от коллектива фабрики создания новых сортов пленок и значительного расширения научно-исследовательских работ, поэтому в 1956 году при фабрике вновь был создан Шосткинский филиал Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ).

Приближение научно-исследовательских работ непосредственно к производству и тесное сотрудничество специалистов фабрики кинопленки и филиала НИКФИ способствовала успешной разработке новых рецептур и технологий, широкого ассортимента новых высокочувствительных черно-белых кинофотопленок, цветных пленок с улучшенной цветопередачей, рентгенпленок повышенной чувствительности, магнитных порошков с высокими электроакустическими свойствами, новых образцов лавсановых пленок, а также другой продукции.

Пройдя путь от филиала НИКФИ к ОАО НИИМНИ (Научно-исследовательский институт магнитных носителей информации), обладая высоким интеллектуальным потенциалом научных сотрудников и современным лабораторно-исследовательским и технологическим оборудованием, институт внес значительный вклад в развитие отечественной науки и техники в сфере магнитных носителей информации и светочувствительных материалов. Среди его разработок, внедренных в производство, магнитные ленты для радиовещания, видеоленты для профессионального и любительского видео, магнитные ленты для точной записи и гибкие магнитные диски, спектрозональные аэрофотопленки, рентгенографическая пленка для дефектоскопии сварных швов, диффузные материалы, оптические сенсибилизаторы и ряд других материалов специального назначения.

Для разработки нового технологического оборудования и реконструкции отдельных узлов и агрегатов действующего оборудования на предприятии было создано специальное конструкторское бюро, которое в 1968 году выделилось в самостоятельную организацию СКТБ Химфотопрома с собственным производством ОМЗ, для обслуживания всей подотрасли. Опытный механический завод (ОМЗ) при СКТБ, был оснащен современным парком машиностроительного оборудования, что способствовало сокращению сроков создания и изготовления в Шостке высокотехнологичного и прогрессивного оборудования. Продукция СКТБ с ОМЗ в свою очередь способствовала ускорению научно-технического прогресса на предприятиях подотрасли Химфотопрома.

Цех № 7

Наращивая производственные мощности и увеличивая объемы выпуска продукции, администрация фабрики кинопленки постоянно уделяла внимание и улучшению условий труда коллектива, его культуры и досуга. В цехах оборудовались красные уголки и комнаты отдыха, а в городе для кинопленочников строились жилые дома и общежития, профилакторий, спорткомплекс, бассейн, дошкольные учреждения и общеобразовательные школы.

В 1952 году гостеприимно открыл свои двери фабричный Дом культуры, в 1960-е годы – детские клубы по месту жительства: "Огонек-67", "Спутник-69", а чуть позже спортивно-технический клуб "Салют".

Большой популярностью у шосткинских химиков пользовалась художественная самодеятельность. Многие из них, в свободное от работы время, занимались в различных творческих коллективах Дома культуры. И вполне естественно, что в городе, который производит кинопленку, много кинопленочников и их детей увлеченно посвящали свой досуг фотографии и любительскому кино.

И поэтому абсолютно закономерно возникновение на фабрике кинопленки любительской киностудии, которая была организована в середине 50-х годов группой энтузиастов, которые работали в кинолаборатории ОТК в историческом для предприятия здании № 1, с которого начиналась фабрика кинопленки. Выполняя свои производственные задачи, они проводили практические испытания (киносъемки) черно-белых и цветных кинофотопленок фабрики № 3.

На участке цеха контроля проходили просмотры и обсуждения отснятого материала, на которые собирались не только непосредственные участники кинотворчества, но и все, кому это было интересно.

На одном из таких просмотров присутствовал и новый директор заводского Дома культуры им. Жданова Виктор Плакса. Он заинтересовался стихийно возникшей на производственном участке предприятия киностудией и предложил энтузиастам официально оформить киностудию, как самодеятельный творческий коллектив. Для киностудии были выделены две комнаты на 3-м этаже Дома культуры и единица руководителя любительской киностудии в штатном расписании.

Съемки октябрьской демонстрации 1957 г.
Съемки октябрьской демонстрации в г. Шостка кинолюбителями фабрики – 7 ноября 1957 г.

В 1959 году, на Первом всеукраинском смотре любительского кино, киножурнал "Наши будни" (черно-белый 35 мм с совмещенной фонограммой) киностудии Дома культуры им. Жданова фабрики кинопленки № 3 – был признан лучшим и награжден Дипломом.

Организация киностудии на Шосткинской фабрике кинопленки стала примером для создания других любительских киностудий в организациях и предприятиях города и области.

При поддержке администрации и профсоюзного комитета предприятия, киностудия фабрики кинопленки – известная позднее киностудия "Свема-фильм" – была оборудована всем необходимым профессиональным кинотехнологическим оборудованием. Все это позволяло снять, озвучить, смонтировать и отпечатать в цехе массовой печати предприятия позитивную 35 мм фильмокопию с совмещенной оптической фонограммой.

И благодаря этой уникальной возможности в Шостке снято несколько десятков документальных, научно-популярных, рекламных и игровых фильмов. А также многие километры местной кинохроники. Фильмы шосткинской киностудии демонстрировались вместо киножурналов перед киносеансами в городском кинотеатре "Родина" и Дома культуры им. Жданова. Они неоднократно получали высокую оценку и дипломы областных и республиканских смотров и конкурсов.

Привлекала детей к киноискусству и детская любительская киностудия "Луч" детского клуба "Огонек-67", которой руководил инженер производственного объединения "Свема" Вячеслав Алексеевич Медведков. Он сам разработал и сделал аппаратуру для синхронной записи звука на съемках любительских фильмов. Киностудия "Луч" – стала первой в стране детской любительской киностудией, которая проводила синхронную запись звука во время проведения киносъемок.

Занятия в киностудии Луч
Занятия в киностудии "Луч" детского клуба "Огонек-67" под руководством В.А. Медведкова

В детской фотостудии "Зоркий глаз" под руководством инженера цеха контроля кинофотоматериалов ПО "Свема" Юрия Ивановича Харченко, дети, осваивая искусство черно-белой фотографии, занимались также научными исследованиями свойств фотопленок. Их работа отмечена двумя дипломами и премиями Всесоюзного химического общества имени Менделеева.

Предприятие постоянно помогало оборудованием и обеспечивало всеми необходимыми кинофотоматериалами и химическими реактивами фотолаборатории городского Дворца пионеров, детских клубов по месту жительства, общеобразовательных школ, базового ПТУ № 13 и Шосткинского химико-технологического техникума.

В 1970-е годы Шосткинский химический комбинат совместно с редакцией журнала "Советское фото", объявляет и проводит всесоюзные фотоконкурсы "Свема-71", "Свема-72", "Свема-74", по результатам которых в Доме культуры им. Жданова были проведены фотовыставки. В этих фотоконкурсах активное участие принимали также и шосткинские фотографы.

Также в 1970-е годы, выполняя Комплексную программу социалистической экономической интеграции, коллектив Шосткинского химического комбината, возглавляемый в то время Юрием Николаевичем Козловым, устанавливает и развивает прочные производственно-экономические контакты и дружеские связи с родственными фотохимическими предприятиями в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Польше. Особенно тесное сотрудничество установилось с коллективом фотохимического комбината "ОРВО" в городе Вольфене (ГДР). Эти связи еще более укрепились с организацией международной экономической ассоциации "Ассофото" в 1973 году. В рамках международного сотрудничества в 1975 году состоялся первый международный фотоконкурс "Свема-ORWO", дальнейшее развитие которого с 1976 года – международный фотоконкурс "Ассофото".

Занятия в киностудии Луч
Международная фотовыставка "Свема-ORWO – 75" в выставочном зале дома культуры им. Жданова ПО "Свема"

Все это было вполне естественным и возможным в нашем городе благодаря флагману отечественной химико-фотографической промышленности, а также четырем поколениям шосткинских кинопленочников, под руководством высококвалифицированных профессионалов и энтузиастов А.М. Машкина и П.В. Козлова, В.Ф. Краута и Д.В. Литмановича, И.Д. Головатенко и Л.Н. Богданова, И. Мумжиева и Ю.Н. Козлова, В.К. Кислицына и Ю.А. Буреева, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли химико-фотографической промышленности. На протяжении нескольких десятилетий они постоянно совершенствовали и расширяли производственные мощности своего предприятия, улучшали и увеличивали ассортимент отечественных кинофотоматериалов и магнитных лент, строили и благоустраивали наш город.

Экспериментально-опытное производство в одном из зданий Шосткинского порохового завода "Малая кинопленка" (1928-1931 гг.).

Фабрика кинопленки № 6 (с 1 октября 1931 г.).

Фабрика кинопленки № 3 (с декабря 1943 г.).

Шосткинский химзавод (с октября 1959 г.).

В 1965 г. – зарегистрированная торговая марка и товарный знак "Свема"

Шосткинский химический комбинат (с декабря 1970 г.).

В 1971 г. – комбинат награжден орденом "Октябрьской Революции".

Производственное объединение "Свема" (с июня 1975 г.).

ОАО "АК "Свема" (с ноября 2001 г.) – таковы этапы роста и большого пути этого предприятия.

В 1931 году все основные цеха, механическая мастерская, холодильная установка и управление фабрики размещались в одном корпусе (здание № 1) и только для электроподстанции, насосной станции, склада сырья и хранилища растворителей, а также пожарной охраны и проходной были построены отдельные здания. А в период расцвета, в 1980-е годы, многочисленные производства и цеха "Свемы" занимали более 400 зданий и сооружений. В цехах было установлено более 11 тыс. единиц различного оборудования. Около 40 тыс. приборов помогали осуществлять строгий контроль изготовления продукции на всех этапах производства.

Шосткинское ордена Октябрьской Революции производственное объединение "Свема" имени 50-летия СССР было одним из крупнейших предприятий химико-фотографической промышленности в Европе. Оно выпускало более 300 наименований кинофотоматериалов, более 100 видов магнитных лент, а также другой продукции.

Это:

– профессиональные и любительские кино- и фотопленки;

– радиографические пленки для медицины и технического контроля сварных швов магистральных трубопроводов, ответственных деталей в машиностроении, узлов и конструкций в атомной энергетике;

– аэрокосмические фотопленки и пленки для микрофильмирования;

– магнитные ленты для аудио- и видеозаписи, вычислительной техники, а также точной магнитной записи;

– широкий спектр клеящих лент специального назначения и клеящие пленки ВК;

– широкий ассортимент фотополимеров, полиграфических пленочных материалов, красок для полиграфии и бытового назначения;

– композиционные гидро-, тепло- и электроизолирующие материалы, световозвращающие пленки и ткани;

– пищевой и технический желатин, кормовой и удобрительный преципитаты, кальцинированная сода, ХЧ соляная кислота.

Торговая марка "Свема" была тогда хорошо известна во всех уголках СССР и за его пределами. Продукция предприятия пользовалась устойчивым спросом среди многомиллионного населения страны и почти во всех отраслях народного хозяйства.

Автоматизированная линия упаковки цветных фотопленок Рольфильм
Автоматизированная линия упаковки цветных фотопленок "Рольфильм" – цех № 7 ПО "Свема"

Но сегодня с грустью приходится признавать, что времена былой славы "Свемы" уже в прошлом. Традиционное любительское кино и фотография на отечественных светочувствительных пленках сначала уступили место видеозаписи и цветным фотопленки зарубежных фирм с их обработкой и печатью в сервисных фотоцентрах. А теперь уже и им на смену пришли цифровые фото- и видеозапись.

Классическая черно-белая фотопленка, которую еще 10-15 лет назад любой школьник мог самостоятельно снять, проявить и напечатать с нее фотографии – дешевая (цена 1 шт. В кассете – 55 копеек) и легко доступная широким массам отечественных потребителей – "Свемой" уже выпускаться не будет. Тогда как зарубежные черно-белые фотопленки сегодня стоят дороже цветных, и, как и раньше, высоко ценятся профессионалами и фотохудожниками, так как имеют особую выразительность в художественном творчестве.

Пленки Свема

Сегодня, к сожалению, традиционные "свемовские" кино- и фотопленки, а также предназначенную для их использования кино-фототехнику: съемочную, осветительную, проявочную, монтажную и проекционную – следует уже расценивать как экспонаты культурно-исторического наследия нашего города, что внесло значительный вклад в развитие химико-фотографической промышленности, кинематографа и фотографии всей страны.

Научный сотрудник отдела кинофототехники ШКМ М.Г. Кокшайкин


Материал предоставлен сайтом Шосткинского краеведческого музея museum.shostka.org